Единый День информирования (апрель)

Правовая реформа в Республике Беларусь

Проведение реформы системы юстиции является необходимым условием и важнейшей предпосылкой построения в Республике Беларусь правового государства.

Процесс реформирования отечественного законодательства направлен на создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства, утверждение судебной власти как гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов, воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и достижениям юридической мысли.

Составной частью этого процесса является реформирование национальной системы судопроизводства, направленное на формирование современного состязательного уголовного процесса, преодоление обвинительного уклона в деятельности судов.

В Послании о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь» обращено внимание на необходимость правового соблюдения судами принципа презумпции невиновности и исключения фактов необоснованного осуждения. Поэтому правильное и единообразное применение судами уголовно-процессуального закона является важной задачей в защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка.

В данном Указе определены перспективы дальнейшего развития системы общих судов, содержатся предложения по повышению качества, оперативности и доступности правосудия, в том числе по обеспечению специализации судей в многосоставных судах, ведению элементов апелляции в уголовном процессе, по оптимизации судебной нагрузки, совершенствованию процедуры судопроизводства. Рассматривается целесообразность введения института присяжных заседателей по некоторым категориям судебных дел.

Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», вступившим в силу с 1 января 2014 года,  внесены преобразования в судебную систему государства.

Главной задачей всех последующих преобразований судебной системы является переход ее на новый уровень качества и оперативности.

В связи с совершенствованием судебной системы приняты Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительских документов».

Согласно положениям вышеназванного Декрета хозяйственные суды областей (и г. Минска) являются частью системы общих судов.

Объединены Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему общей юрисдикции Республики Беларусь. В Верховном Суде образована новая судебная коллегия по экономическим делам, избран новый состав Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда. Сформирован новый состав Президиума Верховного Суда.

В результате грамотной и слаженной работы Верховного Суда по оперативному разрешению всех переходных организационных вопросов к моменту вступления в силу комплекса нормативно-правовых актов, касающихся судебного реформирования, в очень сжатые сроки было подготовлено большое количество внутренних нормативных документов межведомственных соглашений.

С 1 января 2014 года создана единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, которую возглавило Министерство юстиции Республики Беларусь.

30 декабря 2011 года принят, а 6 апреля 2012 года вступил в силу «Закон об адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

С 1 мая 2014 года вступает в действие Указ Президента Республики Беларусь № 522 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь».

В республике проведена и реформа предварительного следствия. Повысилась персональная ответственность следователей за качество расследования, сократилось количество фактов необоснованного вмешательства в работу следователей органов дознания. Улучшилось взаимодействие  следователей с оперативными работниками милиции. Президентом Республики Беларусь 12 сентября 2011 года подписан Указ № 409 «Об образовании Следственного комитета». Созданный Следственный комитет функционирует как единый орган предварительного следствия в республике.

Постоянно совершенствуется структура и работа органов Министерства внутренних дел, из их компетенции выводятся функции, непосредственно не связанные с охраной правопорядка и борьбой с преступностью. Сокращается количество тюрем в рамках реорганизации МВД.

В процессе реформирования уточнены понятия «система права», «правовая реформа», «реформа системы права» применительно к современной социальной трансформации в Беларуси.

Необходимо обратить внимание и на то, что углубление интеграционных процессов Союза Беларуси и России, подписание Декларации о Создании Союзного государства, Договора и Соглашения об обеспечении равных прав граждан на территории Российской Федерации и Республики Беларусь предопределили сближение национально-правовых систем государств, унификацию их законодательств, в том числе о судебной власти и судоустройстве. В связи с этим важен сравнительный анализ новейшего законодательства о судебной организации, белорусского и российского опыта реформирования судебных систем, становления независимой и самостоятельной судебной власти как гаранта прав и свобод граждан, действенности законов.

Анализ конституционных принципов наших государств показывает, что в основном они совпадают, и это не случайно, поскольку и те, и другие отражают общепризнанные принципы, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических свободах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.