Единый день информирования (февраль)

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Материалы подготовлены Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь на основе информации Министерства транспорта и коммуникаций и Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Республика Беларусь, занимающая выгодное геополитическое положение, является связующим звеном между Европой и Азией. В транспортной сети Беларуси, имеющей тесные связи с соседями, важная роль отводится автомобильным дорогам – нашему национальному достоянию. По ним проложены перспективные и загруженные маршруты Евразии. Через территорию нашей страны проходят два транс-европейских коридора, определенных по международной классификации под номером II (Восток –
Запад) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IX В. Их участками являются автомобильная дорога М1/Е30, которая через Беларусь связывает
Российскую Федерацию с Западной Европой, и М8/Е95, соединяющая Финляндию, Литву, Россию, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию.
От состояния и уровня дорог непосредственно зависят валовой национальный продукт страны, уровень цен, доходы государственного бюджета, степень занятости населения, приток инвестиций и другие экономические показатели. Рост автомобильных перевозок в значительной степени определяется развитием и состоянием дорожной сети, ее надежностью, экономичностью. При этом важна не только мощность, бесперебойность транспортной системы, но и качество услуг, их доступность.
Еще одна актуальная задача – сделать перемещение людей и грузов максимально безопасным. Данные вопросы находятся на постоянном контроле.
Дорожная сеть Республики Беларусь. По состоянию на 1 января 2017г. в Беларуси протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляла 87 031 км. Плотность дорожной сети общего пользования составляет 419 км на 1 тыс. км. кв. территории и является одной из самых высоких среди стран – участниц Содружества Независимых Государств. Автомобильным транспортом перевозится свыше 58 % от общего объема перевозок пассажиров. С октября 2014 г. на некоторых участках республиканских автомобильных дорог максимальная скорость движения транспортных средств была увеличена до 100 – 120 км/ч.
Наблюдается рост интенсивности движения транспортных средств на дорогах Республики Беларусь, в первую очередь тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. В целях обеспечения сохранности и должного состояния дорожных покрытий требуется восстановление их ежегодного износа: на республиканских автодорогах выполнение ремонтных мероприятий требуется на 30 % протяженности дорог и 43 % мостовых сооружений. На местных автомобильных дорогах выполнение ремонтных мероприятий необходимо на 31% протяженности дорог и 64 % мостовых сооружений.
Принятые в Республике Беларусь нормы геометрических параметров автомобильных дорог сопоставимы с нормами большинства европейских стран. Так, ширина проезжей части для одной полосы движения составляет в Беларуси, Польше и Франции 3,5 м. Ширина обочины в Беларуси, Польше и Франции составляет 3,5 м.
Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы определяет мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования в нашей стране. В первую очередь предусмотрены:
капитальный ремонт 1907 км, 8 137 пог.м мостов и путепроводов, текущий ремонт 9 630 км и 11 868 пог. м мостов и путепроводов;
реконструкция и возведение 602 км автомобильных дорог и  2 391 пог.м мостов и путепроводов.
Государственная программа предусматривала также завершение строительства второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г.Минска. Церемония ее открытия состоялась 22 декабря 2016 г. с участием Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Обсуждены также перспективы развития автодороги Брест – Гомель, которая станет частью международного транспортного маршрута Европа –Западный Китай (проект «Меридиан»).
Глава государства отметил, что  нельзя забывать и о дорогах местного
значения. Каждый агрогородок (а их порядка двух тысяч) должен быть соединен с районным центром
11 октября 2016 г. в г.Минске состоялась встреча Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с членом британской королевской семьи принцем Майклом Кентским, под патронажем которого реализуется ряд глобальных некоммерческих инициатив в сфере безопасности дорожного движения. Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь А.Сивак и принц Майкл Кентский подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам дальнейшего развития дорожной безопасности в Республике Беларусь.
Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. С 1 января 2014 г. введена и уплачивается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Введенная государственная пошлина является своего рода минимальным компенсационным платежом за пользование дорожной  инфраструктурой.
Справочно. В США транспортного налога как отдельного сбора нет: он включен в стоимость топлива (примерно 15% от цены).
В Великобритании размер дорожного налога зависит от объема двигателя и чистоты выхлопа.
Во Франции действует двухступенчатая система налогообложения автомобилистов.
В Германии при определении размера налога учитывается объем двигателя и чистота выхлопа.
В России размер транспортного налога определяется самостоятельно в каждом субъекте РФ и зависит от мощности двигателя транспортного средства.
В Украине размер транспортного налога зависит от объема двигателя.
Согласно Закону Республики Беларусь о республиканском бюджете, средства, поступающие от взимания государственной пошлины на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, направляются на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, выданным на строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г.Минска, а также передаются из республиканского дорожного фонда в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска.
Обратим внимание на то, что разработка и реализация программ развития местных автомобильных дорог является полномочиями местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Платные автомобильные дороги. В Республике Беларусь функционирует национальная электронная система взимания платы за проезд по республиканским автомобильным дорогам.
С 1 августа 2013 г. она введена в коммерческую эксплуатацию под торговой маркой BelToll. Система BelToll пришла на смену ручному сбору платы за проезд. Она работает на основе микроволновой радиосвязи на коротких расстояниях, что позволяет списывать плату за проезд автоматически, когда транспортное средство проезжает под станциями сбора платы. Поэтому у водителя автомобиля нет необходимости снижения скорости, остановки или выбора определенной полосы движения. BelToll –инвестиционный проект Министерства транспорта и коммуникаций и компании Kapsch TrafficCom AG (Австрийская Республика).
Общая протяженность сети платных дорог составляет 1 613 км. Для проезда по платным дорогам транспортные средства необходимо оснастить специальными бортовыми устройствами.
Придорожный сервис. В 2016 году утверждена Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах  до 2020 года, предусматривающая возведение новых объектов придорожного сервиса в непосредственной близости к крупным населенным пунктам, расположенным вблизи автомобильных дорог. Ежегодно за счет средств их владельцев предполагается вводить в эксплуатацию после нового строительства и реконструкции не менее: 6-ти автозаправочных станций; 8-ми пунктов общественного питания; 2-х гостиниц.
Дорожно-транспортные происшествия: статистика и причины.
В Беларуси количество транспортных средств ежегодно увеличивается. За прошедшее десятилетие число автомототранспорта  в нашей стране выросло почти в полтора раза – с 2,7 до 3,9 млн. единиц. Уровень автомобилизации достиг значения 371 автомобиль на 1тыс. жителей.
Справочно. В России и Литве уровень автомобилизации составляет 317 автомобилей на 1 тыс. жителей, Украине – 202, Латвии – 468, Польше – 493. Всего в личной собственности граждан зарегистрировано 3,5 млн. единиц автомототранспорта. В том числе: в Брестской области – 637 тыс., Витебской – 403 тыс., Гомельской – 468 тыс., Гродненской – 436,5 тыс., Минской – 543 тыс., Могилевской – 344 тыс., г. Минске – 673,5 тыс. единиц автомототранспорта.
Высокий уровень безопасности дорожного движения является одним из важнейших условий устойчивого развития государства.
В 2016 году в Беларуси в ДТП погиб 581 человек – это самый низкий показатель за всю историю суверенной Беларуси.
Распределение погибших в ДТП по категориям (по данным МВД): пешеходы – 41,5 % (242); водители – 28,7 % (167); пассажиры – 19,8 % (115); велосипедисты – 8,8 % (51); возчик гужевого транспорта  – 0,2 % (1); иные участники – 0,9 %.
Наименьшее количество людей в результате ДТП погибло в г.Минске (39), Могилевской и Гродненской областях (по 61). В 2016 году не допущено гибели в результате ДТП в 17-ти районах республики, в т. ч. в Браславском, Россонском, Ушачском, Шарковщинском районах Витебской области.
Наиболее распространенные виды ДТП: столкновение транспортных средств (39 % от общего количества ДТП – 1 429 происшествий); наезд на пешехода (37 % или 1 349 происшествий); ДТП с участием одного транспортного средства, в т.ч. опрокидывания, наезды на препятствия (19 % или 700 происшествий).
Причины ДТП: по вине водителей всех видов транспортных средств произошло 80 % от общего количества ДТП (2 918); по вине пешеходов – 14% (516); по вине велосипедистов – 4 % (138); по причине технической неисправности транспортного средства зарегистрировано 2 % от общего количества ДТП (66); по причине неудовлетворительного состояния дорог –0,5% (18).
Наиболее тяжелые последствия влекут управление водителями транспортным средством в состоянии опьянения, превышение скорости движения, нарушение правил обгона, проезда пешеходных переходов, перекрестков и маневрирования.
По каждому факту ДТП с участием ребенка совместно с органами образования проводятся  всесторонние проверки. За каждым учреждением образования закреплен сотрудник ГАИ.
В стране продолжается реализация проекта международной технической помощи «Профилактика детского травматизма» при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
В последние годы приняты последовательные меры по ужесточению ответственности нетрезвых водителей.
Справочно.
Введена уголовная ответственность за повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Увеличен минимальный срок лишения права управления за нетрезвое вождение с 1 до 3 лет.
Снижена допустимая концентрация алкоголя с 0,5 до 0,3 промилле.
Введена конфискация транспортного средства в случае повторного в течение года управления автотранспортом в состоянии опьянения.
Размер штрафа за нетрезвое вождение увеличен до 100 базовых величин.
Ужесточена уголовная ответственность нетрезвых водителей, совершивших ДТП с тяжкими последствиями: максимальный срок лишения свободы в случае причинения тяжкого телесного повреждения или гибели человека увеличен до 7 лет, в случае гибели двух и более лиц – до 10 лет.
Результат – неуклонное сокращение числа ДТП по вине таких лиц.
Уровень защищенности участников дорожного движения повысили последние изменения Правил дорожного движения: в частности, требования об обязательном использовании детских удерживающих устройств при перевозке в автомобилях детей в возрасте до 12 лет, а также зимних шин в период с 1 декабря по 1 марта.
На территории Республики Беларусь функционирует единая система фотофиксации нарушений скоростного режима.
Услуги, оказываемые населению по линии Минтранса и ГАИ.
По состоянию на 1 января 2017 г. в Беларуси насчитывалось 465 организаций и их филиалов, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств.
Патрульные автомобили ГАИ оснащаются мобильными платежными терминалами, позволяющими взыскивать штрафы посредством банковских пластиковых карточек. В этом случае лицу выдается карт-чек.
Кроме того, с октября 2016 г. гражданам предоставлена возможность оплаты любого штрафа за нарушение Правил дорожного движения в безналичной форме посредством системы «Расчет» ЕРИП.
По уровню безопасности дорожного движения наша страна вышла на европейский уровень. Посетившие нашу страну положительно оценивают культуру участников дорожного движения, качество, безопасность, благоустройство и чистоту белорусских дорог.
Приведенные факты свидетельствуют об эффективности проводимой в Беларуси социально-ориентированной дорожно-транспортной политики, в том числе в области обеспечения безопасности на дорогах.