Государственная стратегия в противодействии коррупции

Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Не является исключением и Республика Беларусь.

Президентом и руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности.

Нет необходимости доказывать, что преступления, совершаемые должностными лицами и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, подрывают доверие граждан к властным структурам.

В связи с этим, борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

Создана соответствующая законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные мероприятия и механизмы по противодействию этому негативному явлению.

Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу 29.01.2007.

Необходимо отметить, что с 12.04.2012 вступили в силу изменения и дополнения в указанный закон, в соответствии с которыми установлен действующий перечень ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц (статья 17).

Для Закона характерна предупредительная направленность. Она выражается, прежде всего, в том, что предупреждению коррупции посвящен целый раздел, а также наряду с понятием коррупционного правонарушения введено понятие правонарушения, создающего условия для коррупции. Субъектами таких правонарушений могут быть как государственное должностное лицо, так и лицо, приравненное к нему.

В соответствии со ст.1 Закона к государственным должностным лицам относятся государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе, а также лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов.

К лицам, приравненным к государственным должностным, относятся лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Согласно ст. 20 Закона к правонарушениям, создающим условия для коррупции, которые могут быть совершены только государственным должностным лицом, относятся:

вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;

оказание при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

участие в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной организации;

нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию.

К правонарушениям, которые могут быть совершены как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к нему, относятся:

использование служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Любое из указанных действий или бездействие государственного должностного лица либо лица, приравненного к нему, может спровоцировать их подкуп. И даже если сам факт подкупа не будет доказан, у соответствующих органов будет основание наказать лицо за правонарушение, создающее условия для коррупции. Поэтому Закон предусматривает необходимость установления за эти деяния дисциплинарной или административной ответственности. Это будет способствовать минимизации предпосылок для коррупционных проявлений.

Предупредительной направленностью обладают и те нормы Закона, которые устанавливают целый комплекс ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст. 15 - 19).

Профилактическая составляющая антикоррупционной работы проявляется уже на стадии назначения на должности в виде обязательного ознакомления государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, с ограничениями, установленными статьей 17, а для государственных служащих – и дополнительно установленных статьей 22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь». Такое ознакомление оформляется письменным обязательством, в котором перечислены действия, которые не вправе совершать ни одно государственное должностное лицо и государственный служащий. Данная норма направлена на предупреждение использования ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета во внеслужебных интересах.

При подписании обязательства лицо ставится в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства (дисциплинарная, административная или уголовная ответственность).

Противодействие коррупционным проявлениям – это обязанность не только правоохранительных органов, но и всех государственных институтов.

В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» руководители государственных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать установленные названным Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, к числу которых относится и планирование деятельности государственной организации по борьбе с коррупцией.

На практике государственными организациями разрабатываются ежегодные планы мероприятий, направленные на предотвращение коррупционных проявлений с учетом специфики руководимой организаций, создаются и действуют так называемые антикоррупционные комиссии.

Если ранее антикоррупционные комиссии в основном осуществляли координацию работы только по предупреждению коррупции, то с принятием постановления № 1732 на них возложена обязанность координировать весь комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение коррупции и устранение ее последствий.

Таким образом, борьба с коррупцией осуществляется на комплексной основе и включает в себя правовые, организационно-практические, социально-экономические и другие меры, направленные, в том числе на устранение предпосылок ее существования.

Для государственных органов и организаций участие в борьбе с коррупцией в большей степени сводится к предупреждению коррупционных проявлений – минимизации коррупционных рисков в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, а также недопущению их подкупа гражданами, устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

Второе направление в такой деятельности – обязанность передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

В 2012 году Закон «О борьбе с коррупцией» ввел понятие «конфликта интересов» и «аффилированных лиц», предусмотрев механизм минимизации коррупционных рисков и управления ситуациями, при которых личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей (абз. 3 ч. 1 ст. 17, ст. 181). При этом закреплен как общий порядок урегулирования конфликта интересов, так и некоторых из таких конфликтов при заключении сделок.

Так, руководитель государственного предприятия обязан сообщить в государственный орган (организацию), в подчинении (ведении) которого (которой) находится предприятие (в состав которого (которой) оно входит), о намерении совершить от имени предприятия сделку с индивидуальным предпринимателем или хозяйственным обществом, собственниками имущества или аффилированными лицами которого являются супруг (супруга), близкие родственники или свойственники руководителя. Без согласия соответствующего государственного органа (организации) руководитель государственного предприятия не вправе совершить такую сделку.

В настоящее время утвержден перечень коррупционных преступлений, состоящий из 10 статей Уголовного Кодекса:

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).

Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).

Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).

Получение взятки (ст. 430 УК).

Дача взятки (ст. 431 УК).

Посредничество во взятке (ст.432 УК).

Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

Анализ состояния преступности показывает, что коррупционным проявлениям подвержены в той или иной степени практически все отрасли и сферы деятельности.

О состоянии борьбы с коррупцией в Витебском районе за истекший период 2013 года

Во исполнение требований Закона Республики Беларусь от 20.06.2006 «О борьбе с коррупцией», Министерства внутренних дел Республики Беларусь и требований УВД Витебского облисполкома, руководством ОВД Витебского райисполкома перед отделением по борьбе с экономическими преступлениями поставлены задачи по выявлению преступлений коррупционной направленности в сферах государственного управления, распоряжения имуществом, земельными участками, а также на объектах агропромышленного комплекса.

В этих целях сотрудниками ОБЭП Витебского РОВД на постоянной основе проводятся рейды по объектам агропромышленного комплекса в целях выявления и пресечения фактов хищений скота, техники, ядохимикатов, горюче-смазочных материалов. Проводятся мероприятия по по выявлению лиц, занимающихся легализацией доходов, приобретенных преступным путем. Таким образом, служба ОБЭП ОВД Витебского райисполкома ориентирована на выявление тяжких, особо тяжких и коррупционных экономических преступлений, совершаемых должностными лицами предприятий и организаций района, а также на недопущение незаконного расходования бюджетных денежных средств, в том числе выделенных на сопровождение государственных программ и осуществление госзакупок, принятия мер, направленных на предотвращение ущерба экономическим интересам государства.

Деятельность службы направлена на достижение наибольшего экономического эффекта и, прежде всего за счет выявления преступлений по уже имеющимся схемам и выявление новых схем совершения преступлений в стратегических отраслях экономики и на конкретных предприятиях. В частности, приоритетным направлением работы подразделения БЭП Витебского РОВД является агропромышленный комплекс.

В результате принимаемых мер за истекший период 2013 года сотрудниками ОБЭП выявлено 13 экономических преступлений, 2 из которых относится к категории тяжких и 6 относятся к коррупционным преступлениям. Следует отметить, что в текущем году, количество выявленных преступлений увеличилось на 4 факта (с 9 до 13), а количество выявленных коррупционных преступлений к аналогичному периоду 2012 года увеличилось на 5 фактов (с 1 до 6).