Зимняя юридическая школа «Актуальные проблемы права»: ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ (12 января 2017 года)

В рамках Зимней юридической школы «Актуальные проблемы права» 12 января 2017 года прошла интерактивная лекция на тему «Суд присяжных: сущность института, опыт зарубежных стран». Старший преподаватель кафедры правоведения и социально-гуманитарных дисциплин Молчанов Константин Алексеевич познакомил студентов с институтом присяжных заседателей по уголовным делам, который действует в Российской Федерации и некоторых других странах и ответил на поступившие вопросы.

После лекции учебная аудитория 306 трансформировалась в зал судебных заседаний, а студенты в участников уголовного процесса. На протяжении двух часов решалась судьба двух нерадивых студентов, которые согласно фабуле поступившего из органов предварительного следствия уголовного дела сообщили в милицию по телефону о готовящимся взрыве в здании филиала (заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, создающем опасность для жизни и здоровью людей, либо причинения ущерба в крупном размере). Вышеназванное преступление, предусмотренное статьей 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь, было условно рассмотрено с участием суда присяжных заседателей. В уголовном процессе Республики Беларусь участие коллегии присяжных заседателей не предусмотрено, однако юристы давно говорят о целесообразности введения в процесс присяжных заседателей.

Самими студентами предварительно были подготовлены процессуальные позиции обвиняемых, их защитников, прокурора. При этом в границах доведенной фабулы уголовного дела участниками процесса были разработаны интересные и неожиданные для контрагентов ходы и новые доказательства по делу. В ходе прений сторон развернулся нешуточный спор о виновности или невиновности подсудимых и судье порой было достаточно сложно поддерживать порядок в зале, но это и понятно – ведь судьбы человеческие решаются! Страсти кипели нешуточные. Вердикт присяжных заседателей и приговор суда не были предрешены, и поэтому каждая сторона пыталась склонить присяжных и суд на свою сторону. Самим присяжным оставалось лишь молчаливо внимать сторонам до момента вынесения вердикта, который они после непродолжительного совещания вынесли, заполнив вопросный лист.

Можно смело сказать, что деловая игра удалась. В зале не осталось равнодушных к судьбе подсудимых и все присутствующие после окончания процесса активно обсуждали происшедшее. Студенты – участники процесса и преподаватель, обсуждая итоги, высказали свое удовлетворение не только результатом, но и ходом уголовного процесса. Участниками было отмечено, что в такой форме они получают не только общие знания, определенный опыт, но и эмоциональные переживания, связанные с вживанием в образ, высказали мнение о том, что подобные игры целесообразно проводить и в дальнейшем.

В заключение необходимо обратить внимание на то, что при разработке и проведении деловой игры участники максимально самостоятельны и активны. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий, внеаудиторных мероприятий. Деловые игры позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях.